Весь этот Климт! Виртуальная экскурсия по всем работам Густава Климта в музеях Вены

6

Мало кто сегодня не видел работ Климта. Популярность его стиля «золотого периода» вышла из-под контроля художника ещё при его жизни, и теперь исполненные очей брюнетки на золотом орнаментальном фоне встречаются в самых неожиданных местах. Но Климт написал не только «Поцелуй» и «Золотую Адель», его œuvre гораздо более разнообразно. Климт родился и умер в столице Австрии, поэтому немудрено, что Вене можно гулять несколько дней от музея к музею в попытках посмотреть всё. Надеюсь, именно это вы и собираетесь сделать, и, чтобы облегчить вам навигацию, я и составила этот список.

1. Верхний Бельведер

1 / 8
Туристы у картины «Поцелуй» в Вехнем Бельведере. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Именно тут находятся «Поцелуй» и «Юдифь», к этом же собранию принадлежала и третья «золотая» икона «Золотая Адель», но с 2006 года она проживает в Нью-Йорке, куда её продала за 135 млн. долларов наследница модели Мария Альтман. Теперь все три работы вместе вы можете увидеть лишь на зонтиках из сувенирного магазина. «Поцелуй» — главная туристическая приманка и вы его не пропустите — к нему ведут все указатели в музее. Но экспозицию в Бельведере стоит посетить не только ради этого знаменитого парного портрета. В Бельведере есть и ранние работы — например только что атрибутированный портрет Марии Кернер 1862 года из частного собрания, и портреты нервических женщин, среди них Соня Книпс, и медитативные пейзажи с Атерзее и незаконченная «Невеста», оставшаяся в мастерской, когда Климта с инсультом увезли в больницу. И главное — контекст. Пусть из новой экспозиции вычистили почти всего Ханса Макарта, но все же можно составить вполне объемное представление как о предшественниках Климта, так и его современниках.

www.belvedere.at

2. Нижний Бельведер (добавлено 6 апреля 2018)

1 / 3
Работы Густава Климта в экспозиции «Климтом все не кончается» в Нижнем Бельведере. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Национальная галерея Бельведер хочет, конечно, чтобы вы зашли и в другой принадлежащий ей дворец. Поэтому до конца августа три работы Климта из Верхнего Бельведера перехали в Нижний. Три незаконченных работы открывают экспозицию выставки «Климтом все не кончается». Вопреки названию выставки именно такое впечатление и складывается, когда от мажорных «Адама и Евы» вы оказываетесь лицом к лицу с ужасами первой мировой войны в работах Йозефа Лады и Альбина Еггера-Линца или с фантастическим реализмом Франца Седлачека. Экспозиция заканчивается работами-видениями надвигающего ужаса Второй мировой войны погибшего в Освенциме Фридла Дикера-Брандайза и Лили Штайнер, успевшей эмигрировать в Париж.

3. Музей Леопольда

1 / 6
«Жизнь и смерть» в музее Леопольда. Фото Юлии Абрамовой, 2018

«Жизнь и смерть» — та вещь Климта, ради которого стоит посетить этот музей в музейном квартале. Сейчас это полотно висит в экспозиции выставки «Вена в 1900». Здесь знаменитая последняя работа «золотого периода» окружена несколькими ранними портретами невероятной степени реалистичности, а в экспозиции выставки «WOW. Коллекция Хайди Хортон» можно посмотреть оригинальные рисунки Климта, в том числе его эротические зарисовки. Не смотря на то, что количество листов с моделями в интересных позах оценивается примерно в 2000 экземпляров, увидеть их в оригинале невероятно трудно. Во-первых, они являются популярным предметом частного коллекционирования, а во-вторых рисунки очень чувствительны к воздействию среды и посему редко выставляются. В Музее Леопольда вас вероятно ждет единственный шанс увидеть оригиналы. Плюс две ландшафтных работы Климта с того же Атерзее. Контекст вокруг Климта создают его соратники по Сецессиону, и по сравнению с Мозелем, Шиле и Кокошкой новаторство Климта не так самоочевидно, как в Бельведере.

www.leopoldmuseum.org

4. Музей города Вены

1 / 7
Портрет Эмилии Флёге в Музее города Вены. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Третий музей, где есть разный Климт — это музей Истории города Вена. Портрет его подруги (спутницы, возлюбленной) Эмилии Флёге — то, ради чего любители Климта приходят в этот музей. Но тут также вы увидите «Афину Палладу» , ставшую символом нового венского икусства и пару небольших портретов неизвестных ныне дам. Эти работы вы найдете на третьем этаже в разделе «Эпоха модерна». Меня всегда в этой экспозиции оттягивает автопортрет Ричарда Герстля, но он герой другого романа.

Исторически и стилистически интересный портрет всего венского общества — «Вид старого придворного театра со стороны сцены» (к сожалению только в факсимильной копии), ищите в исторической экспозиции на обратной стороны помпеянской комнаты. Рисунков, коих в коллекции довольно много, сейчас в экспозиции музея нет.

www.leopoldmuseum.org

5. Музей истории искусства

1 / 7
Временная конструкция в холле Музее истории искусства, позволяющия увидеть работы Климта поближе. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Если вы хотите увидеть две работы Климта, «до» того, как он стал тем, Климтом, которого мы теперь чествуем и «после», то отправляйтесь в Музей истории искусства. Климт расписывал интерьеры этого музея и в честь юбилея музей поставил уродливую конструкцию из строительных лесов, чтобы почитатели могли залезть под потолок и посмотреть его работы поближе, так, как художник, конечно, не рассчитывал. Вы скорее всего не увидите разницы между работами Густава и Эрнста Климтов, а также между росписями Климтов и их коллеги Матча. Ведь художники стремились писать в одной манере, но прожекторы и подписи вам помогут определиться с тем, которыми именно работами надо здесь восхищаться.

В собрании античной скульптуры выставлена «Нагая правда» нового, недекоративного Климта, обвиненная в свое время в излишней уродливости и ставшая водоразделом в творчестве Климта. Климт в этом музее находится в контексте лучшего европейского искусства и если после Брейгеля и Рафаэля он не произведет на вас большого впечатления, то в его защиту я лишь могу сказать, что мало кто из художников последних двух столетий может в таком окружении сказать что-то значимое.

www.khm.at

6. Сецессион

1 / 4
«Бетховенский Фриз» в Сецессионе. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Если вы не хотите ставить Климта в контекст, сравнивать периоды и оценивать его значение, а хотите просто получить «правильного» Климта в чистом виде, то идите в Сецессион. Это такая «пилюля» Югендстиля — оригинальное программное произведение in situ — в том здании, в том антураже, для которого и было создано. Само здание — это храм «молодого стиля! со знаменитыми словами над входом: «Каждому времени свое искусство, а искусство его свободу». Согласно этому лозунгу главный зал Сецессиона занимает современное нам искусство, а за Климтом вам придется спуститься в подвал. Возьмите аудиогид, там очень качественные тексты и он вам и Бетховена проиграет и о фигурах и аллегориях лучше любого гида расскажет.

7. Бургтеатр

1 / 7
Автопортрет Климта на потолочной росписи в Бургтеатре. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Этот адрес для тех, кто хочет заглянуть в декоративно-историческое начало карьеры Климта. Время, когда он, недавний выпускник художественного училища, вместе с братом Эрнстом и приятелем Францем Матчем даже не грезил об эстетической или какой-то иной революции. Втроем они так замечательно потрафили вкусам аристократии при росписи интерьеров театра, что даже удостоились специальной награды от кайзера. Кисти Густава Климта принадлежат четыре из десяти сцен, украшающих оба парадных входа. Особенно интересна сцена из теарта «Глобус», где на сцену смерти Ромео и Джульетту смотрит не только королева Елизавета, но и сам Климт со товарищи. Это единственный автопортрет Климта (идентификация мужской фигуры в «Поцелуе» — искусствоведческая спекуляция), сделанный в целях самопромоушена. Эти работы можно посмотреть, если придти на представление в театр (что я очень рекомендую, даже без знания языка, особенно древнегреческие трагедии. После «Антигоны» я просто не могла выйти самостоятельно из ложи, прибитая впечатлениями). Но можно придти и на экскурсию по театру — ежедневно в 15.00. Правда придется и технические помещения посмотреть и выслушать экскурс в историю театра в Австрии. Для тех, кто решиться придти в театр на представление — бонус в качестве возможности посмотреть картоны Климта на верхнем этаже. Во время экскурсии их не показывают.

www.burgtheater.at

8. Альбертина

1 / 3

В последнем из парадных залов главного австрийского собрания графики — в музее Альбертина, прямо за печкой, вы найдете три высококачественные, но все же факсимильных копии климтовских рисунков — портрет неизвестной дамы в шляпе и две обнаженных натурщицы. Гораздо интереснее его работа «Нимфы» в одном зале с Роденом, Делоне и Марке, вернее интересно сопоставление с французским искусством, получившего в итоге статус мирового, тогда как Климт остался в статусе художника, значимого лишь в Австрии.

www.albertina.at

9. МАК — Музей прикладного искусства

1 / 6
Деталь эскиза для мозаик дворца Столеке в Музее прикладного искусства с пометками Климта. Фото Юлии Абрамовой, 2018

Музей прикладного искусства — счастливый обладатель картонов к фрескам дворца Стокле. На них можно посмотреть в окружении мебели и фарфора Венских мастерских, с которыми Климт тесно работал. На картонах многочисленные рабочие пометки, что всегда имеет притягательность автографа. Пользуясь нынешнем юбилеем музей, остающийся домашним музеем студентов университета прикладного искусства, решился на эксперимент. Выставку «волшебный сад Климта» придется смотреть в одиночестве и в очках виртуальной реальности. Картоны были использованы в качестве основы для создания этого 3D-парка и хотя я, вооруженная скепсисом по отношению к новейшим технология собиралась надеть очки лишь на минутку, всё же провела в них все отведенные мне пять минут. Брожение по смальтовым дорожкам вокруг золотых грибов под серебряными колокольчиками было затягивающим опытом, но имеющих мало отношения к искусству или к Климту. Если вы на него решитесь, то запишитесь в интернете заранее, иначе ожидание своих пяти минут трехмерного счастья может затянутся.

www.mak.at

По перечисленным мною адресам вы найдете всё более менее важное творческое наследие великого австрийского мастера, ваша задача — найти своего Климта в Вене. А чтобы поиски продвигались быстрее — воспользуйтесь этой картой. Перебираясь из музея в музей, сравнивая работы художника с контекстом, с современниками и сопротивниками, я надеюсь, вы по присоединитесь к тем, кто считает, что один музей Климта всё же есть, и это весь город Вена.

Юлия Абрамова - Art with me!

Вена, март 2018

Дополнено 24 апреля 2018

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
[ 0,11123 ] / [ 74 ] / [ 0,04594 ]