Самые необычные женщины, которых вы встретите в Вене

2

Туристический минимум в Вене включает знакомство с двумя императрицами — Марией Терезией и Елизабет (Сиси). Дамы они, несомненно, заслуженные, не зря из нескольких десятков Габсбургов именно они выбились в поп-иконы. От них вам в городе не спрятаться, не скрыться, я же хочу рассказать про трёх австрийских героинь, менее раскрученных массовой культурой, хотя есть за что.

1. Венера Виллендорфская

От обладательницы имени Венера ждешь обычно других форм, но нет, эта скульптура вовсе не пропаганда движения Body-Positive, это так называемая «неолитическая Венера» — маленькая женская фигурка из камня.

1 из 3
Венера из Виллендорфа. Фото: Wikimedia Commons
Вводные: песчанник, 11 см, 30000 лет, найдена рядом с местечком Виллендорф в 80 км от Вены. Это то что мы знаем. Обычно про неё говорят «символ изобилия» или «богиня плодородия», хотя согласно антропологу Джефри Миллеру термин «древнейшая порнография» ничуть не менее или более научно обоснован. Да, наесть такие бока 30 000 лет назад было невероятно трудно, не то что сейчас, но это не объясняет того факта, что из всех подобных фигурин, находимых от Сибири до Южной Франции эта, без сомнений, самая знаменитая. Ручки-ножки маленькие, лица не разберешь, а грудь, ягодицы, живот гипертрофированы. Фигура этой дамы многое говорит нам о принципах нашего восприятия. Физиологические обоснованные представления о красоте говорят, что жир на означенных частях молодого женского тела считается привлекательным во всех человеческих сообществах. И чем больше означенные зоны удовлетворяют нашим представлениям о прекрасном, тем больше они стимулируют наш мозг. Но если природа на определенном размере останавливается, то пластическая хирургия художник — нет.

1 из 4
«Гомер, мое лицо здесь, наверху«, «Нет, я свой выбор сделал». Кадр из мультсериала «Симпсоны».

И я думаю, вы согласитесь, что Гомер Симпсон, при разговоре смотрящий на грудь вместо лица, не один такой.

Найти Венеру Виллендорфскую вы можете в венском Музее естественной истории каждый день, кроме вторника, с 9.00 до 18:30.

2. Вали Экспорт

Раз уж я заговорила о лице и груди, то вот вторая австрийская дама, с которой интересно познакомиться. Вали Экспорт не настоящее её имя, но в историю искусства 20-го века она вошла именно под ним. Самое замечательное, что она за свою длинную карьеру делала, это перформансы. Сегодня, когда художники то мошонку к Красной площади прибивают, то фаллосы на разводных мостах рисуют, а уж с голой грудью кто-нибудь чуть не каждый день на акцию выходит, перформансы, устраиваемые Вали в 60-х на улицах Мюнхена и Вены, кажутся чуть ли не целомудренными.

1 из 3
Типичная сцена в Верхнем Бельведере, 2016

Она то партнера своего по улицам на поводке поводит, то всем желающим грудь свою в так называемом «Тактильном кинотеатре" предлагает потрогать. Прямо на улице совершенно бесплатно засуньте руки в кинотеатр (коробку) и смотрите щупаете кино на здоровье. 12 секунд на зрителя. Положить руку женщине на грудь — знак доминирования, декларирование собственности. И я вижу это каждый день в искусстве и в жизни. А смотреть в глаза мы можем только равным. И мне нравится перформанс Вали Экспорт за то, что она так изящно подлавливает зрителя и вгоняет его в когнитивный диссонанс.

Работы Вали Экспорт вы найдете в музее современного искусства МУМОК в музейном квартале ежедневно без выходных. А саму художницу можно часто увидеть в венском Маленьком Кафе.

3. Софонисба Ангвиссола

В Музее истории искусства есть не только картинки с грудью, там много портретов настоящих, а не выдуманных персонажей. Мужчин мы почти всех знаем, а вот из женщин почти никого. Эта молодая девушка пробилась в историю искусства, хоть ей это не было суждено, ни временем, ни окружением. Она прожила жизнь, достойную сериала от Netflix, стала звездой, а потом легендой и поэтому её имя нам известно. Её зовут Софонисба Ангвиссола. Девочка любила рисовать, что в Италии в 16-м веке поощрялось — вышивать, рисовать — да, но вот продавать работы — ни-ни, только как хобби. Родители были на её стороне и помогли ей убедить весь мир (в первую очередь Филиппа II), что она отличная художница и может получать деньги за свою работу.

Путь к славе был длинным и нелегким, и когда двадцатидвухлетняя Софонисба рисовала этот свой портрет, она не знала, что у неё все получится. Она одета строго, без украшений, в руках у неё книжица с именем художницы и дата написания работы. Строгий фон, строгое лицо. Но этот её взгляд! Он мне каждый раз говорит «Я знаю, кто я. Я своего добьюсь». Сходите и вы с ней познакомится, она очень умеет вдохновляеть!

Софонисбу Ангвиссолу вы найдете в Музее истории искусства ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 18.00.

Юлия Абрамова

Январь 2018

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
[ 0,05277 ] / [ 77 ] / [ 0,03257 ]